Маргарита Лебедева

персональный сайт

  

Как помочь новорожденному Ребенку в его природном стремлении к познанию, как развить и поддержать это стремление? И надо ли помогать природе, или с возрастом ребенок все научится делать сам?
Существует три способа, с помощью которых Ребенок приобретает знания: наблюдения, исследование и общение с Мамой. Способность к ним - природна. Но для того, чтобы реализовать эти способности, нужно, прежде всего, чтобы было: что наблюдать, что исследовать и с кем общаться! Если не выполняются эти три условия (например, Ребенок большую часть времени один в тихой полутемной комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске), то получение знаний для него проблематично, а развитие - затруднено. Что может сделать Мама, чтобы помочь в развитии ребенку? Играть. Дело в том, что от рождения и до школы игра обеспечивает Малышу все три условия его естественного развития.


До 3 месяцев: ребенок от рождения очень хорошо понимает выражения лица, интонации и настроения взрослого человека, причем взрослый его очень интересует. Поэтому, ухаживая за Ребенком очень важно смотреть ему в глаза, улыбаться, рассказывать ему о нем, обо всем вокруг. Не важно, какие будут слова - важна интонация! Чтобы стимулировать настойчивость и активность у Ребенка можно в игре неожиданно прекратить-остановиться и подождать побуждающего сигнала от Ребенка. Новорожденные Малыши, когда не спят, могут с интересом наблюдать за окружающими предметами. Для этого пространство вокруг Ребенка должно быть интересным, но не перегружайте его.
Нужно знакомить Ребенка с собственным телом, для этого когда Малыша или обрабатывают, или целуют, или еще что-то делают, прикасаясь к разным частям тела - это все время комментируют и называют. Ребенок от рождения способен общаться при помощи улыбки, звука и мимики. Поэтому очень важна ответная реакция Мамы на его сигналы! Но не менее важно Малыша не перегружать - когда Мама слишком активна и эмоциональна в общении и не дожидается его реакции или ответа. В развитие мышц, которые потом важны для развития координации движений, лучше всего помогают массаж и зарядка.


От 4 до 6 месяцев: Ребенок уже вовсю общается и для него это важно - это взаимная радость от рассматривания друг друга, обмен улыбками и физический контакт. Важно быть внимательной к просьбам об общении, ведь он уже умеет огорчаться и обижаться. В этом возрасте Малыши - очень много исследуют. Увидев новый предмет, пытаются его схватить, а схватив, ощупывают его ,трясут, бьют им по столу, тянут его в рот - т.е. исследуют, знакомятся с миром и накапливают знания! Очень хорошо в этот период много играть с руками Ребенка (развитие способности действовать двумя руками) - "ладушки", кубики, куклы, мячики, "сорока ворона", предметы различные на ощупь (например, варенье на двух ладошках или варенье и мед на разных ладошках и т.д.) В общении с Ребенком делайте акцент на том, чтобы вызвать ответное определенное поведение Малыша. Много называйте Малыша по имени, стимулируйте произношение звуков у Ребенка, к репликам, словам добавляйте эмоциональное выражение лица, подражайте звукам Ребенка - при этом он должен видеть ваши губы, правильно определяйте его звуки и сразу реагируйте в соответствии со значением звука. В взаимодействии с предметами должно быть много побуждающего - ленточка, завязанная на руке, носочки с ушками или еще чем-то, игрушки на расстоянии руки и т.д.


От 7 до 9 месяцев: Учим получать удовольствие! - от еды: можно пробовать руками, пачкаться, не мешаем, не стыдим - рассказываем и показываем, не "воюем" из-за еды; во время купания - показываем самые разные действия с водой в игре - брызги, шлёпанье по воде рукой и т.д., тогда ребенок не будет бояться нырять и плавать. Развиваем исследование: много разных предметов!, не игрушки или не только игрушки, а предметы - даем играть, изучать и т.д. (бутылочки, крышки от кастрюль, баночки - все что можно...). Поддерживаем способность к поиску - во время еду, во время игры, с предметами Мамы (карманы, сумка) и т.д. По прежнему развиваем ручки Малыша - мелкие предметы, которые не проглотит (катушка от ниток) - много, играет; во время поедания овощей - маленькие кусочки берет пальчиками; рисуем пальчиками в киселе рисунки на тарелочке. Очень активное развитие контактов с людьми - плач из-за уходящей Мамой, страх перед незнакомцами и другие реакции. Относимся с пониманием - объясняем, успокаиваем, используем игры. В общении со взрослыми появляются эмоциональные звуки и жесты! Всячески это поддерживайте и стимулируйте - Ребенок не просто в контакте, не просто общается, а еще и управляет им, успешно осуществляет контакт.


От 10 до 12 месяцев: Ребенок уже активно двигается, ошибается и падает, активно лепечет, понимает, что ему говорят, сообщает о своих желаниях и требованиях, много подражает Взрослым. Особенно большое удовольствие от передвижения! Очень важно - ползание, не только ходьба, при чем ползание на четвереньках, правильно, важно не ограничивать, а поощрять. Для этого пространство должно быть свободным и безопасным, т.к. ползают с разной скоростью и разными эмоциями. Игрушек становиться больше, они разные, сложные и не всегда понятные. Поэтому важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка и чтобы Взрослый показывал, объяснял и учил взаимодействию с новыми игрушками. Даже со старыми игрушками добавляем сложные действия и обучаем - мяч, не просто катаем, а бьем ножкой, отбиваем от стены и т.д. Ребенок, осваивая новые действия и предметы, испытывает затруднения, тогда Мама может взять его ручки в свои и показать как это делать, обязательно при этом комментируя действия (одевание бус - на куклу, на руку, на шею, бросание в ведро, собирание пирамидки, во время купания - игра с предметами и т.д.). В этом возрасте идет усвоение понятия - нельзя! Для этого важно, чтобы родители не злоупотребляли и запретов было минимум, только касающихся безопасности ребенка (например, газ, светофор-дорога), поэтому я наблюдала мусорные ведра спрятанные и поставленные наверх, холодильники со специальными замками и т.д. В противном случае это либо не действует, либо (если очень много) тормозит познавательно-исследовательское развитие. Также "нельзя" уже применяется в отношении поведения Ребенка, для этого Взрослый говорит это достаточно убедительным и твердым тоном, используем игрушки объясняя правила поведения, важно критиковать не самого Ребенка, а его действия!!! Показываем и объясняем - свои и чужие вещи, особенно на предметах одежды, когда собираемся на прогулку. Учим делиться пирожками, конфетами. Если ситуация песочницы, здесь есть моменты:

1.если ребенок выходит с новой игрушкой, ему поделиться сложно и он прав, он должен ее исследовать, это его игрушка! Поэтому в этом случае лучше если рядом нет таких же "интересующихся", отобрав у него новую игрушку, Взрослый накладывает запрет на понятие "собственность", "личное пространство".

2.Нельзя разрешать посторонним Взрослым стыдить и ругать вашего малыша в песочницы, даже если не прав! Это делают только Родители, остановив такой воспитательный процесс, забрав Ребенка в сторону и там уже самостоятельно с ним объясняясь. В противном случае Ребенок, а в будущем и Взрослый не будет чувствовать безопасность и уверенность в контактах с людьми.

3.Если вы все-таки гуляете со старыми игрушками, то тут уже важно учить и делиться и играть вместе, для этого Мама участвует в игре, а не включается только в момент конфликта.


Очень хорошо использовать для объяснений правил поведения различные пальчиковые и ручные куклы. В этом возрасте Ребенок уже понимает много из того, что тему говорят. Но его понимание складывается еще и из жестов, выражения лица взрослого, тона голоса и ситуации в которой в данный момент находится Ребенок (чем он занят и что он видит вокруг).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Смотерть все видео

 

Новости на сайте

Ведется набор в телесную группу! Начало работы 18-19 ноября 2017 г.

 Подробнее...


    • Ведется набор в группу І ступени ВОППГП
      (всеукраинское общество практикующих психологов гештальт-подход)
      "Основы гештальт-терапии"
  • Подробнее...

Обучающая программа для психологов «Арт-практикум» запущена! 1 модуль был красочным, интересным и продуктивным.
И у нас есть еще несколько мест на последующие модули!
Следующая встреча 25ноября 2017 г. Присоединяйтесь!

Подробнее...

 

Телефоны

+38 067 939 67 00,

+38 050 343 35 39

nazarigor0588@gmail.com

                                          

 

 

 

 

 

banskyp